Особенности адаптации детей в пятом классе.
В конце младшего школьного возраста происходят резкие социальные и учебные перемены в жизни ребенка - это переход в пятый класс.
Пятиклассник приходит в совершенно другую систему взаимоотношений и требований.
Во - первых, самосознание ребенка интенсивно развивается, наполняясь новыми ценностными ориентациями; во - вторых, ребенок одиннадцати лет , а именно на этот возраст приходится переход в пятый класс, пытается изменить себя, опираясь на систему социальных ожиданий;В третьих - наряду с ведущей учебной деятельностью начинает формироваться и, все более, занимать главенствующее значение общение со сверстниками.Таким образом ребенок в данном возрасте переживает сложные внутренние противоречия, вместе с тем ему необходимы силы для преодоления и вхождения в новые социальные отношения.
В школе ежегодно проводится наблюдения за адаптацией ребенка при переходе из начального звена в среднее, которое позволяет отслеживать типичные трудности данного периода, изучить индивидуальные особенности ребенка и помочь ему как можно безболезненнее перенести период адаптации.
Особое внимание хочется обратить на межличностные отношения в классе, в частности на статус ребенка в коллективе, в связи с изменением ведущей деятельности резко меняется статус ребенка, он как бы заново определяет свое место в группе.Осложнение межличностных отношений определяется и переходом детей из класса в класс. По результатам социометрического опроса , проведенного в пятых классах , именно эти дети являются в положении изолированных или непринятых группой достаточно длительное время.
Недостаточно зрелы в данном возрасте отношения "взрослый - ребенок", в нашем случае "учитель - ученик", Из 54 учащихся 46 детей указали как первоочередную причину трудности обучения в пятом классе преподавание учителями - предметниками , предъявляющих разные требования.
Увеличение количества предметов, а вследствии этого и увеличение объема домашних заданий также неблагоприятно сказывается на адаптации учащихся в пятом классе.
По результатам оценки мотивации в пятых классах только 15 % имеют высокий уровень учебной активности, нередки случаи дезадаптации. Наблюдается повышение ситуативной тревожности у 63 % детей, которая характеризуется напряжением и беспокойством, с нарушением внимания.
Опираясь на опыт школы были сделаны выводы:дети чувствуют себя увереннее, быстро адаптируются, если с ними в пятом классе остался классный руководитель начальной школы, который знает индивидуальные особенности детей и может выступать в роли "парламентера", "защитника" и т.д. в различных стрессовых ситуациях для ребенка.
Всегда следует помнить , что восприятие предмета у пятиклассника идет через эмоциональное принятие учителя и эмоциональное состояние ребенка. Поэтому поддержка и формирование чувства уверенности в успехе залог высоких результатов в учебной деятельности.
Педагог-психолог Нурлатской общеобразовательной средней школы №3 Ефремова О.М.